Уже несколько лет российские специалисты пытаются придать профессии сомелье государственный, то есть официальный статус. Эта профессия достаточно распространена среди работающего населения, поэтому сами сомелье, рестораторы и представители производственных компаний ратуют за ее легализацию.

Однако совместные усилия профессионалов пока не увенчались успехом – строка «сомелье» в официальном перечне профессий России так и не появилась. Между тем, глобальный рынок не стоит на месте, регулярно предлагая абсолютно новые специальности, связанные с производством или продажей вина. Одной из таких новых специальностей является «кавист» (происходит от французского слова «cave» – подвал, погреб).

Можно с уверенностью утверждать, что эта профессия получит официальный статус еще не скоро. С сомелье вопрос заключается только в нежелании Комитета по стандартизации РФ вводить в реестр новую графу. Однако в случае с кавистом дело обстоит немного сложнее. Проблема в том, что сами операторы рынка алкогольных напитков не в состоянии однозначно определить суть этой профессии.

Многие эксперты-виноделы скептически относятся к термину «кавист», предпочитая вместо непонятного неологизма более привычные названия «менеджер по продаже» или «продавец-консультант».

В принципе, кавист, по сути, выполняет функции продавца-консультанта, однако с одним очень важным отличием: это специалист по продаже элитного алкоголя. Данное обстоятельство обуславливает очень высокие требования, предъявляемые к кавистам, в отношении уровня специального образования и коммуникативных навыков.

Профессиональные консультанты стали востребованными в России, когда на территории страны стали открываться первые винные бутики. Обычные супермаркеты и магазины ориентированы на широкий круг потребителей, в то время как целевой аудиторией винных бутиков являются зажиточные люди, гурманы и большие любители дорогих, престижных алкогольных напитков.

В большинстве современных магазинов и розничных сетей ассортимент вин особым разнообразием не отличается, поскольку основное внимание уделяется стандартным, известным и самым ходовым товарным позициям. Клиент супермаркета использует всего несколько критериев выбора: цена, происхождение напитка и сорт. Задача продавца-консультанта ограничивается несложными действиями – показать покупателю, где именно на полках расставлены вина подходящей ценовой категории и необходимого географического региона.

Ассортимент элитных винных бутиков формируется по иному принципу. В них котируется не раскрученность бренда и доступность для большинства людей, а более сложные, тонкие показатели качества, имеющие отношение к вкусовым, ароматическим особенностям.

В винных бутиках ассортимент подбирается по аналогии с винными картами ресторанов, в которых главную роль играют марка, год урожая, бренд и срок выдержки, а не только происхождение и стоимость алкогольного напитка. Чтобы эффективно управляться с таким разнообразным и насыщенным ассортиментом, в торговой точке нужен продавец-консультант, разбирающийся в напитках не хуже сомелье. Кстати, клиенты винных бутиков тоже нуждаются в грамотном помощнике и советнике, ведь многие покупатели не особо осведомлены в разных профессиональных тонкостях.

Следовательно, продавец-консультант, желающий стать кавистом, должен для начала усвоить значительный объем знаний и фактов, связанных с вином, а затем научиться применять усвоенные знания на практике.

Основную массу покупателей в винных бутиках составляют далеко не бедные жители страны. Состоятельные, обеспеченные люди приходят в бутик, чтобы выбрать вино по своему вкусу, а цена напитка имеет для них совсем не первостепенное значение. В этом и заключается очередное отличие кависта от консультанта обычного магазина. Главная задача кависта не продажа, а профессиональная помощь в выборе вина. В этом отношении роль кависта совпадает с сомелье – в ходе общения с потенциальным покупателем он должен узнать о его предпочтениях и выбрать подходящее вино.

Коммуникация с клиентом является неотъемлемой частью работы кависта. Беседа клиента с консультантом супермаркета обычно ограничивается парой вопросов и коротких ответов, а диалог кависта с покупателем может длиться долго. Поэтому кавист должен уметь вести беседу и поддерживать ее на высоком уровне профессионализма. Он должен пробудить интерес у клиента, используя свои знания, опыт и личное обаяние. В идеальном варианте, он должен вызвать уважение к себе, поскольку это повышает вероятность того, что клиент неоднократно будет приходить в бутик.

Кавист за свою работу получает самое ценное вознаграждение для розничной торговли – лояльного покупателя. Как ни парадоксально, клиенты возвращаются не в бутик, а именно к кависту, подобно тому, как, например, клиентура образовывается не в целом у автомастерской, а у конкретного автослесаря. Известны случаи, когда кавист меняет место работы, и в новый бутик с ним уходят все его клиенты. Таким образом, популярность бутика полностью зависит от мастерства кависта. Продавцы-консультанты супермаркета не обладают таким влиянием.

Кавист – это центральная фигура винного бутика, его лицо и престиж, а продавец-консультант магазина является частью обслуживающего персонала. Естественно, кавист зарабатывает гораздо больше среднего консультанта. Точная информация о зарплатах кавистов неизвестна, однако можно догадываться, что уровень доходов профессионала в элитном бутике приравнивается к зарплатам сомелье престижного ресторана.

В России уже функционирует рынок кавистов. Профессионалов знают по именам, и бутики ведут борьбу за лучших представителей. Причем сегодня уровень спроса на кавистов значительно превышает предложение, учитывая при этом, что выпускники школ сомелье все чаще выбирают специальность кависта в качестве своей будущей профессии. Пытаясь восполнить недостаток специалистов, многие национальные школы сомелье организовывают курсы для подготовки и обучения кавистов.

Принимая во внимание все факторы, можно смело утверждать, что винные бутики стали серьезными конкурентами ресторанов в сфере поиска кадров.